Обработка древесины

Рукоделие

Кузнечное мастерство

Разгонка лемеха

Разгонку лемеха выполняют следующим образом. Нагретый лемех кладут на наковальню или нижний боек молота рабочей поверхностью вниз («магазином» вверх). Затем по тыльной стороне лемеха наносят сильные и частые удары кувалдой и молотком, если ковка ведется вручную, и металл перемещают в требуемом направлении. Разгонку нагретого участка следует немедленно прекращать при остывании его до температуры 800 °С (светло-вишневый цвет каления), иначе могут появиться трещины. Чтобы не допускать вредных для металла повторных нагревов, разгонку лезвия лемеха надо проводить как можно быстрее.

После разгонки одного участка лемеха нагревают следующий и т. д. Форму и размеры отремонтированных участков и всего лемеха после ремонта проверяют специальными шаблонами, изготовленными из тонкой листовой стали.

На молоте без приспособления лемех можно отремонтировать за два нагрева, а со специальным бойком — за один.

Разгонка лемеха как вручную, так и на молоте требует высокой квалификации от кузнеца и является трудоемкой операцией.

Как показывает практика, лемех можно ремонтировать 3-4 раза, после этого, как правило, он выбраковывается.

Затачивают лезвия всегда с рабочей стороны. Неостывший лемех зажимают в тисках и затачивают напильником, а остывший — на наждачном станке. Заточку ведут от носка к пятке. Толщина кромки лезвия должна быть 0,5... 1 мм, так как более тонкое лезвие может выкрошиться во время пахоты при соприкосновении с корнями и камнями. Ширина фаски, получающаяся при заточке лезвия, должна быть 5 ... 7 мм.

© 2009-2011